Человек, который ХОЧЕТ, способен сделать БОЛЬШЕ, чем тот, который МОЖЕТ, но НЕ ХОЧЕТ.
Пространство Доброты

ЗОЛОТОй Человек. КЛЮЧи

«Умом Россию не понять.» Так писал Фёдор Иванович Тютчев, живший давно, но по ощущениям при чтении его стихов – это наш современник.
Мы вступаем в пору, когда только умом, пожалуй, ничего по-настоящему познать и понять невозможно, особенно на территории Руси.
Ещё несколько десятков лет назад слово «РУСЬ» использовалось в широчайшем значении. Например, бабушка, обращаясь к внуку за помощью, говорила: «Внучок, вынеси-ка на РУСЬ половичок.» И внук чётко знал, что следует вынести половик (коврик) на СВЕТ посушить.
Русь есть СВЕТ. Свет и цвет имеют волновую природу. Электроны (из которых состоит всё) есть и частицы, и волны. И воспринимать, исследовать себя и всё вокруг мало только раскладыванием по полочкам умом или даже посредством отдельных органов чувств (видя, слыша…). Так познаются только грани организма, явления, ситуации, системы. Более целостно же образ можно постичь лишь через ощущения и чувствования. Кстати сказать, живя в 21 веке, мы всё ещё не до конца понимаем, что есть СВЕТ. И что такое электричество наука пока тоже точно не знает.
И в советские-то времена некоторые учителя грешили «натаскиванием знаний» для сдачи экзаменов, чаще всего в таких случаях знания улетучивались после получения экзаменационной оценки. За последние же годы были введены ЕГЭ и другие западные заимствования и мы в полной мере почувствовали, как быстро творческий живой процесс ОБРАЗования превращается в искусственность, натаскивание и дрессировку. Словно дети наши – животные в цирке. И сейчас без репетиторства/ дрессуры уже никуда. Этот процесс деградации системы образования красочно увиделся во время навязанной «дистанционки». Почувствовали все: и учителя, и родители, и дети, куда заводят все эти распрекрасные правила оцифровывания живого, ведущие к деградации самой системы и всех её участников. Деградируют все. Человечество опускает себя в пропасть. Можно поговорить с преподавателями вузов (наших известнейших, например, МГУ, Бауманки… и обычных рядовых), чтобы понять критический уровень безграмотности и необразованности первокурсников. Мы уже пожинаем плоды, наблюдая таких специалистов с «высшим» образованием в медицине, в управлении, в финансах… Скоро придётся их увидеть среди ядерщиков, конструкторов зданий и мостов, создателей самолётов...
Но…
Можно долго говорить о том, чем недовольны. И это будет расти в нашей жизни. Мы же (грамотные и уже начинающие понимать правила мироустройства) переКЛЮЧаем своё внимание на желаемое, на хорошее, на созидательное. И строим это хорошее в своей жизни.
Строим вместе! Строим в радости! С Душой! С благодарностью, что нам показали, как не надо, и мы теперь ясно и чётко знаем, как надо, что такое настоящий живой процесс образования.
Про хорошего человека мы говорим «сердечный». Про хорошего учителя – «работает с Душой, любит детей».
Слава Богу, и сейчас такие настоящие учителя есть, сияя светом Души, несут свет знаний в мир.
Именно на таких живых человеках, с открытым сердцем и с включённой совестью среди учителей, родителей, учеников и даже среди «тех наверху», спускающих правила и нормы (не все же там полностью деградировали) можно опираться в уже неотвратимом развороте от обесчеловечивания землян к человечности.
Время сердечности, включённости Души и совести, труда в радости, чувства меры во всём, принятия достатка (вместо сверхдостатка) как достаточности. Время естественности.
Мне повезло. Я географ, всю жизнь исследую природу нашу. Так вот пришло время природоподобности, природосообразности, природонастроенности. Природа всегда естественна. И мы вновь становимся естественными и живыми. Спускаемся на землю: в буквальном смысле вниз из многоэтажных человейников и ходим босиком по земле почаще. Живём! Радуемся жизни! Благодарим за всё, что нам дано. Ощущаем! Чувствуем! Через ощущения и чувствования включается Душа. Через ощущения мы познаём мир. Роль Души человеческой в живом процессе ОБРАЗования, восПИТАНИЯ и проСВЕТ(щ)ения становится всё важнее. Осознанное возвращение человечности в нашу жизнь, чтобы человечество имело возможность продолжать жить.
Человечность в образовании.
И речь не о мероприятиях, игровых формах познания, в которых можно проявлять творчество. Это только часть школьного процесса. Речь о нашей повседневности, об активировании лучших человеческих качеств и их осознанное проявление ежемгновенно. Сердечность, взаимодействие, взаимопомощь, радость за себя и за товарища, великодушие, дружелюбие, сила Духа и больше: забота о Земле, любовь к Родине, авторская ответственность за всё вокруг…
Столько слов с частью «взаимо» выходят сейчас на первый план. Да, сейчас акцент на взаимодействие: уважительное, достойное, созидательное. МЫ ВМЕСТЕ! Совместный труд. Плечом к плечу решение вопросов и задач, по-дружески, умея разговаривать друг с другом и договариваться. Заботиться не о своей выгоде, а об общем благе для всех. Т.е. быть человеком.
Индивидуальность, привилегии, выгода, следом потребительство, делание для галочки (ради оценки), паразитизм. Ещё дальше буллинг, вражда, силовые решения конфликтов. Так было. И… пока ещё есть. Некоторые (особенно родители) объединяются в общественные организации бороться против этого негатива. Но бороться – без пользы. Любая борьба приводит лишь к усилению того, с чем борешься. Поэтому не следует принимать законы против буллинга и т.п., увеличивая своим вниманием эти явления - проявления. Есть единственно верный и работающий метод: переключить свой фокус внимания с негатива на желаемое, на созидательность. И думать, говорить, подразумевать, воспитывать и проявлять Человечность. И человеческое будет разрастаться и усиливаться, не давая места негативу.
Каждый может вспомнить пословицы и поговорки о настоящей человечности.
Сам погибай, а товарища выручай.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Раньше думай о Родине, а потом о себе.
Решение всех наших сегодняшних задач в мире (политических, управленческих, экономических, технологических) находится в пространстве человечности. Без акцента на эту наиважнейшую составляющую нам не решить стратегически ни одну задачу. И даже красивые слова о природоподобных технологиях (например, из уст курчатовцев) или объяснения цифровиков про удобства жизни при использовании искусственного интеллекта – ложь и завуалированный обман. И не попасть в эту уготованную для нас ловушку обещаемого «благополучия» можно только, осознавая, что «красивый обман» НЕ может воздействовать на человека, помнящего свою природу «по образу и подобию» и берущего всю полноту ответственности за свою жизнь и жизнь своих детей на себя. Решения глобальных задач, оставаясь на уровне человека – «грамотного потребителя», будет снова односторонним: все блага в один карман и в одни руки тех, кто эту ловушку затеял. Так что у нас с Вами ЕСТЬ только один ВЫХОД (как всегда, там же, где и вход: мы рождаемся человеками): заПУСКаем и реализуем ценностное намерение: каждому становиться «золотым человеком». Помним же ещё (хотя всё меньше используем) эти понятия: «золотой человек», «золотые руки», «золотое сердце»?
Как? Каким ОБРАЗом реализуем?
Через золотую пропорцию. Дело всё в мере. Какой мерой меряете, такой и вам отмерено будет. МЕРА всему – ЧЕЛОВЕК. И мера эта - не в хранимом где-то эталоне. Эта мера внутри каждого из нас, данная нам в ощущениях, прописанная в совести нашей - в той Божественной Искре, дарованной нам при рождении и имеющей всё необходимое, чтобы пребывать в сонастройке с ЦЕЛым, частью которого является человек. Кто-то эту согласованность и сонастройку назовёт соответствием Божественному промыслу.
Золотое соотношение присутствует во всём: в пропорциях тела человека, в цветке, в птице и её пении, в каждом листке, в архитектуре, в музыке, в живописи, в поэзии. Золотую пропорцию ещё называют Божественной, так как по этим принципам сотворён/ рождён весь наш мир, всё Мироздание.
Что такое человечность с точки зрения золотой пропорции? Это соотношение 62 к 38.
62% - это общее благо (труд, взаимодействие, Родина, Земля… Отдавать больше, чем брать).
38% - личное (плюс семейное, так как это тоже личное) благо.
И это общее (как матрёшка) от ступеньки к ступеньке усиливает СВЕТ и ДОБРО и гармонизирует мир.
Я в МЫ.
Я и наша семья, школа, коллектив, сообщество, город, РОДина, Земля, Космос, Вселенная. И каждый «я» несёт ответственность за всё!
Заботясь об общем благе в первую очередь, мы трудимся на усиление ЦЕЛого – нашего Общества Землян, которое является Частью ещё бОльшего ЦЕЛого. Целое – сильное и могучее, счастливое и гармоничное. Значит, и все Части его – счастливы! Не отдельные индивидуальности («удачливые» или паразитирующие), а все Человеки Целого Человечества.
Не то золото, что блестит, а то, что сияет в Человеке.
Да здравствуют Золотые Человеки!
Да здравствует Золотое время Человечества!
Да, признаём, что сегодня человечество так заразилось быть лучшим, иметь лучшее, блистать лучшим, показными «результатами». Вот и погрязли в конкуренции, в конкурсах, в соревнованиях – ревнованиях, удержании своих позиций и кресел.
А надо бы ЖИТЬ!
Не умом, который только и сравнивает да пользуется старым опытом, загоняя в страх.
Наступило время разума. Осознанности. Сознания. Самосознания. Души. Духа. Чувства меры. Ответственности. Ощущения и чувствований. Время Живой Жизни.
ВЫХОД за пределы абсурдного мира, в котором мы все почти незаметно для себя оказались, ЕСТЬ. Вот КЛЮЧи.
Итак, сегодняшние насущные задачи в образовательном и воспитательном процессе и их решение.
КЛЮЧ. От индивидуальности к уникальности каждой части Целого. Ещё раз следует отметить, что индивидуальность отделена от Целого (Целое она только использует для своего блага). Уникальность – это гармоничная значимая Часть Целого, осознающая себя важной Частью Целого. Поощряем творческий уникальный подход каждого к решению любой задачи.
Практика: Вместо обязательных «западных штучек» (порт-фолио, участие в проектах ради оценки, гонка за чем бы то ни было…) рождение последовательного интереса изучения себя и мира своим уникальным способом в своём ритме совместно и рядом со всеми.
КЛЮЧ. От потребления к ответственности каждого за свою жизнь. Ты сам создаёшь «плохое» или хорошее в своей жизни. Ты главный автор своей жизни!
Что посеешь, то пожнёшь.
Сеем разумное, доброе, вечное!
Практика: Осуществление подхода «Что я могу сделать прямо сейчас для решения задачи?» Что я могу сделать прямо сейчас во благо нашего Отечества, нашей Земли? Это навык деятеля.
КЛЮЧ. Воспитание Истинной Человечности через любовь, заботу и уважение.
Практика: Любовь к Планете Земля. Интерес к исследованиям неизведанного, даже таинственного (такого ещё много). Ответственность за экологию и заботливая хозяйственность в повседневности. Чем дышишь? Какую воду пьёшь: Что ешь? ...
Всё, что дарит нам Земля, бережём в первозданном естественном чистом виде для себя и для потомков.
Здесь у географии много возможностей совместно с другими науками: биологией, физикой, химией…
КЛЮЧ. Сознательное полное «импортозамещение» любых названий и наименований на иностранных языках. Уважение к своему языку и забота о своём языке – это фундамент субъектности народа и самоидентификации. И ни в коем случае не поддаваться на «идеи» некоторых уважаемых людей, которые звучат в новостях про подходы к изучению, что в корне ослабляет язык. На днях ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина заявила, что следует преподавать русский в школах национальных республик как иностранный. Это как? Эти республики не в нашей стране??? Мы воспитываем иностранцев??? Мы стали настолько отделёнными от целостности, что путаем допустимые полезные формы в обучении с методикой преподавания. Это как раз яркий пример решения задачи формально без включения человечности, что сразу обнуляет жизнь и превращается в ловушку. Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт.
Практика: Наш Великий и Могучий Русский Язык нам в помощь не только в воспитании любви к Родине и патриотических чувств. Это и глубинные ответы на вопросы мироведения, землеведения, жизневедения, человековедения через образы слов русского языка. Бездонная кладезь образности нашего родного русского языка!
КЛЮЧ. Всегда и во всём проявление человечности. Умение взаимодействовать. Самоопределение. Самовосприятие. Кто я?
Прежде всего (мы, учителя) ощущаем себя золотыми человеками, взяв на себя полную ответственность в этом самовосприятии. Помогаем каждому ученику почувствовать себя настоящим, ощутить себя значимой и важной Частью Целого.
Практика: Через золотые пропорции. Труд во благо всех. Взаимодействие в уважении. Благодарность за возможность трудиться сообща и вместе радоваться результату.
КЛЮЧ. Фокус внимания всегда на хорошем, желаемом, на созидании. Это наиважнейший навык Человека-Творца. Своим вниманием (а это созидательная энергия) мы сейчас рождаем то, что проживаем в следующий миг.
Практика: Нам, учителям, растерявшим этот навык, самим ещё требуется совершенствоваться в держании фокуса внимания не на претензиях и на «не хочу», а на том, что хотим и желаем.
Здесь хорошо помогает «правило зелёной ручки», когда вместо зачёркивания красным ошибки, отмечаем зелёным то, что получилось особенно хорошо. Это и буквально в тетрадках, и метафорически в жизни.
Концентрация на том, что у нас всё получается, мы всё можем, когда мы золотые человеки, т.е. когда мы в согласованности с мироустройством и действуем по золотому правилу и для себя, и для всех.

Эти КЛЮЧи есть фундаментальные основы насущных преОБРАЗовательных задач в школьном воспитательном процессе, в котором участвуем все мы уже сегодня.
Все! Сообща! Вместе!
Сложно ли организовать получение целостных знаний, т.е. полноценное образование? Сложно ли воспитать золотого человека? Хочется сказать: «Да, сложно.» Но честнее, правдивее и правильнее сказать: «Просто.»
Там, где просто, там Ангелов со сто; там, где мудрено, там нет ни одного. Этот афоризм вышел в народ из Оптиной Пустыни. И указывает на то, что, считая что-то сложным (с ложью), не постичь его сути и истинного смысла. Легко и просто подходя к исследованию, позволяя себе замысел простоты, мы легко вникаем в суть темы, задачи, ситуации или явления. Лёгкость ощущения включает простоту восприятия. С ощущением, что нам это посильно, у нас получается, мы легко и с радостью шагаем по дороге знаний. И знания становятся не только понятными и даже не только осознанными. Знания становятся частью нас и нашей жизни. В живом процессе ОБРАЗования и восПИТАНИЯ наполняемся знаниями, содействуя нашим ученикам поддержанием атмосферы живого творческого труда и взаимодействия друг с другом.
Так что никакая цифровизация, никакой голографический преподаватель с эффектом присутствия, никакой искусственный интеллект никогда не заменят у нас на Руси, в пространстве СВЕТа, СВЕТа просвещения, живого общения Учителя и Ученика.
Да здравствует Живой Учительский процесс воспитания Духа, Души, и настоящих знаний наших учеников, достойных человеческого образования!
Это можно считать ещё одним очень важным КЛЮЧом в преобразовании.
У учителей и родителей особенная роль в этом преобразовании – преображении.
Семья и школа – это наиважнейшие пространства ЛЮБВИ, где вКЛЮЧается одухотворённость в каждый наш жизненный шаг.

Записала учитель географии Людмила Анатольевна Гайдай, посвятившая в радости и с радостью труду в школе уже 52 года своей счастливой жизни.